Хотите, чтобы ваш ребенок рисовал — отдайте ему стены. Но если свои стены жалко, то Наталья Неборская готова предоставить свои. А к ним в придачу знания, техники и историю живописи. 

— Наташа, о твоей студии много рассказывают мамы в соцсетях. Складывается впечатление, что у тебя какая-то особая миссия, которая делает «Каляки-Маляки» уникальной изостудией. В чем секрет? Ты ведь не просто так ее создала…

— Основная миссия – вырастить как можно больше здравомыслящих людей в нашей стране, которые будут свободными. Звучит пафосно, но я объясню.

Когда родители, которые ничего не читали про мою студию, спрашивают «а вы научите рисовать?», я отвечаю, что нет. Рисовать мы не научим, потому что все дети уже умеют это делать. Но мы научим работать с материалом, научим основным понятиям живописи, стилям и направлениям, познакомим с известными художниками. Если вы хотите научиться рисовать домик, как нас учили в детском саду, тогда можете обратиться в другую студию, их у нас великое множество.

— Так чем именно твоя студия отличается от множества других?

— В моей студии дети рисуют на стенах, на больших форматах. И программа построена таким образом, что ребята не повторяют за педагогом, и у нас в итоге не выходит десять одинаковых картинок. Мы стараемся вникнуть в каждого ребенка и раскрыть именно его талант. У кого-то идет больше графика, кто-то увлекается живописью, кто-то портретист, кто-то маринист, кто-то пейзажист. У каждого – свое. Педагог никогда не вмешивается в картину ребенка, дорисовывая нос, глаза, уши, потому что ценно именно то, как окружающий мир видит ребенок.

— Как у вас проходят занятия?

— Когда ребенок приходит в нашу студию и видит раскрашенные стены, он сразу испытывает шок. Потому что и дома и везде, куда бы он не пошел, рисовать на стенах и пачкаться обычно запрещено. Для наших занятий я прошу мам одевать ребенка как можно хуже. У нас это называется «костюм художника». И при маме я говорю ребенку, что сегодня он в «костюме художника», и его можно пачкать.

Многие приходят очень зажатыми, и первое время боятся выйти за рамки. Некоторые дети пол занятия просто пачкают кисточкой «костюм художника», потому что раньше думали, что мама их убьет за грязную одежду. Но постепенно все раскрываются, выходя сначала за линию на эскизе, потом за границу листа.

Я считаю, что ребенка не надо учить рисовать, ему нужно предоставить как можно больше материалов и техник, чтобы у него была возможность выразить свои чувства и эмоции на листе. Чтобы он знал, что можно рисовать пищевой пленкой по акварели и сделать таким образом отличный фон, а сверху перекрыть гуашью; что есть не только кисточка, а еще мастихины, уголь, пастель, сангина и т.д. Родители не будут этим заморачиваться дома, к тому же многие материалы довольно дорогостоящие.

— Каким образом у тебя самой сформировался такой взгляд на преподавание изо? Может быть, ты выросла в творческой семье?

— Я выросла в обычной семье и закончила обычную «художку». Училась в Российском государственном социальном университете по специальности «Социальная работа». Будучи студенткой, родила первую дочь. С ее появлением комната, в которой мы жили, стала похожа на катастрофу: все было изрисовано. Когда стены в квартире закончились, мы решили, что нужно создать место, где будет творить не только наша дочь.  

— И это стало началом изостудии?

— Почти. Однажды подруга попросила меня подготовить ее сына к поступлению в художественное училище. Я подготовила. А потом еще, и еще, и еще. И дети стали проситься ко мне рисовать. Так появилась первая студия. Я сняла помещение в почасовую аренду в школе. В этом месте мы до сих пор работаем.

Второе помещение пришло ко мне само: позвонила женщина и спросила работаем ли мы с детьми, у которых синдром Дауна, я ответила, что да. Она подсказала, что в Каменной горке в одной из новостроек есть пустующая комната, которая в итоге стала нашим вторым филиалом.

На самом деле, под изостудию не так просто найти помещение, потому что не каждый арендодатель согласен, чтобы его комната пришла в такое вот странное разрисованное состояние. Поэтому в каждом договоре аренды у меня прописан последующий ремонт.

— Ты сказала, что занимаешься с детьми, у которых особенности развития…

— Еще во время практики в университете я много работала с детьми-инвалидами. Поэтому сейчас я занимаюсь с любыми детьми, и все они у нас занимаются одинаково и в одном помещении.

В прошлом году, к примеру, была девочка с ДЦП, колясочница. Она ездила на занятия в течение учебного года, и мама решила отдать ее в наш летний арт-лагерь. Это пять часов ежедневного пребывания с прогулками, с мастер-классами и питанием. И дети с большим пониманием и заботой отнеслись к девочке, во всем ей помогали.

У нас также есть социальный проект «Пятничные чтения» для малышей на базе студии. Мы реализуем его вместе с магазином игрушек Piramidka.by. Суть в том, что мамы и дети приходят к нам совершенно бесплатно, и в течение вечера вместе читают сказки, рисуют, общаются.

В этом году мы решили сделать такой проект для подростков. Ученики студии 9-12 лет каждую пятницу готовят доклад по своему любимому художнику и рассказывают его. Я называю это «дети детям об искусстве». После все рисуют и пьют чай с печеньем.

Еще у меня был интересный случай. Около нашей студии один мальчик отбивал лед по вечерам и все время заглядывал к нам в окошко. Представь, у нас тепло и уютно, чай с печеньем, весело, а он там один. Я вышла и пригласила его к нам. Оказалось, что это сын местного дворника, который практически выполняет работу за своего отца, потому что тот – пьяница. И постепенно дети, которые бестолково шатались по двору, стали приходить к нам по пятницам. Сейчас на пятничные чтения может бесплатно прийти любой желающий, только предварительно надо записаться.

— Какие планы на весну?

— 5 марта у нас в «Каляки-Маляки» на Калинина будет мастер-класс для родителей с детьми. Порисуем на холстах маслом или акрилом что-то весеннее, как раз к 8 марта. Запись на него уже идет. 

А в мае будем делать итоговую выставку работ, потому что есть что показать и есть поводы, чтобы гордиться нашими учениками. Буквально на днях, мы заняли семь призовых мест из девяти на Международном фестивале-конкурсе детского и молодежного творчества. Работы наших детей также висят на выставке «Я Моне. Я Шишкин. Я Малевич» в Доме картин. И буквально вчера я узнала, что работу одной из моих учениц купили прямо с выставки. На моей памяти, это единственный случай в стране.

Беседовала Мария Столярова.

Фото: из личного архива.