Инна Радаева – педагог по вокалу и фортепиано, арт-директор и продюсер группы «Дядя Ваня и племянники», музыкальный консультант участников проектов «Голос» и «Голос. Дети», коллекционер живописи, организатор выставок «Краявiды зямлi беларускай». 

О том, с чего всё началось…

Так сложилось, что всю жизнь я в музыке. Сначала музыкальная школа, затем университет, затем «Новая волна», «Голос» и т.д. На четвертом курсе университета у меня был потрясающий педагог – Валентина Николаевна Ященко, которая разработала удивительную систему обучения детей музыке: мы рисовали музыку и озвучивали живопись. Именно по этой методике она мне предложила заниматься с детьми во время педагогической практики. Пожалуй, что с этого началось мое увлечение музыкальным преподаванием. 

В 2007 году на конкурсе «Новая волна», во время первого национального отбора, я познакомилась с музыкальным продюсером Евгением Орловым, продюсером Анжелики Варум, Андреем Сергеевым, музыкальным редактором Натальей Шамиладзе и другими. У нас образовался такой коллектив коллег и друзей, каждый из которого в разном качестве стал со временем работать над проектом «Голос» и подготовкой к нему участников.

О проекте «Голос. Дети»…

Иногда на прослушивание приходят очень талантливые дети, но они не всегда готовы должным образом. В первую очередь потому что ни они сами, ни их родители, ни многие педагоги не понимают, как функционировать в рамках такого проекта.

Например, ситуация. Ребенку подбирается музыкальный материал – песня, делается аранжировка, исходя из его голосовых данных, проводятся репетиции, т.е. ребенок готовится, учит, поет… И буквально за несколько часов до съемки приходит генеральный продюсер и говорит, что песню срочно надо менять. По разным причинам. Теперь, представьте, что ребенок должен за пару часов выучить новый материал, выйти на сцену и спеть. Это крайне тяжело даже для взрослого. Поэтому я говорю, что в такой проект, как «Голос», не всем детям нужно идти. И нужно быть готовым к тому, что, попав в проект, ты можешь оказаться в суровых условия.

Заветная красная кнопка наставника

О том, к чему нужно быть готовым, если решил оказаться в проекте…

Мы часто говорим, что ты можешь в этот проект не попасть, потому что существует такое понятие, как формат. И в рамки формата конкретно вот этот удивительный, талантливый, замечательный ребенок никак не вписывается. Нужно помнить, что это коммерческий конкурс, который диктует свои правила. И нужно понимать, что есть очень неформатные дети, которым в принципе не нужны конкурсы, потому что у них и так будет свой час успеха, но в другом месте и в другое время.

Для проекта «Голос. Дети» ребенок должен быть очень открытым и непосредственным, он не должен бояться камер, не должен бояться зрителя.

Есть дети, которые удивительно поют, и смотреть на них интересно, но скорее на концерте, а не в телевизионном проекте. Безусловно, телевизионные продюсеры обращают внимание на внешность. Это не значит, что ребенок должен быть кукольно красив – внешность должна быть пластичная, мимика яркая, на него должно хотеться смотреть. Безусловно, оцениваем вокальные данные и подготовку. Есть дети с очень небольшими природными данными, но с ними очень грамотно поработали педагоги и достали вот этот красивый тембр.

Команда музыкальных редакторов и продюсеров проекта с Дмитрием Нагиевым

Нужно быть готовым к тому, что на проекте собираются совершенно разные ребята. К нам часто попадают дети, которые уже где-то отметились, у которых больше опыта, которые готовы ко всем неожиданностям. Важно, чтобы не было зависти, подхалимства, проще говоря, ребенок должен уметь дружить. На самом деле на проекте очень дружелюбная обстановка, многие дети потом годами общаются друг с другом, ездят в гости из разных городов, даже делают совместные проекты.

Так как «Голос. Дети» делится на несколько этапов, нужно помнить, что есть отсев. И к тому, что дальше какого-то этапа ты не пройдешь, тоже нужно быть готовым. Жизнь на этом не заканчивается, но появляется уникальный опыт. Бывает, что ребенок дошел до полуфинала и объективно он хорош, но педагог посчитал, что чего-то не хватает. Это – субъективное видение наставника, и сегодня он решил так. Значит, это нужно правильно принять.

О том зачем дети приходят на проект…

Есть дети, четко настроенные на победу. Таких детей я называю «конкурсные». Они прекрасно себя чувствуют во всех проектных перипетиях, и, как правило, это более психически устойчивые ребята. Даже если не получилось пройти, победить в первый раз, такие дети будут пытаться снова и снова, извлекая уроки из своих ошибок.

На репетиции в студии «Голос. Дети»

Есть дети, которые приходят за участием, потусоваться. Ведь внутри проекта очень весело, это как музыкальный пионерский лагерь, многие ребята как раз приходят за этой атмосферой. Плюс ко всему это и наработка опыта общения с коллегами, и наработка связей, потому что еще через 5 лет возможно именно эти дети будут двигать современную музыку.

О том, что делать родителям, если ребенок хочет в проект…

Первое и самое главное – сразу нужно понять, насколько вашему ребенку это надо в принципе. И ни в коем случае не «затачивать» его на то, чтобы он стал звездой. Если ему просто нравится петь, водите его на занятия, пробуйтесь на местных конкурсах, но не душите его результатом.

Если все же родитель видит, что ребенок погружен в музыку, занимайтесь этим серьезно. Ходите в музыкальную школу, берите уроки по теории музыки, по сольфеджио, по истории музыки индивидуально. Обязательно должен быть инструмент. Приучайте ребенка к тому, что музыка – это тяжелый труд. И не всегда благодарный. Часто в музыке не всегда и не всем везёт, или везёт, но не сразу.

Мой учитель, Александр Давидович Ревзин, режиссер-постановщик конкурса «Новая волна» говорит: «Ваш главный продюсер – это Господь Бог. Он всегда выполняет ваши творческие желания, но порядок исполнения желаний он выбирает сам».

Ребенок в музыке должен быть абсолютно разносторонне образован. Слушать, слушать и слушать. От этники до трэш-металла. Поймите, что нет плохих жанров, есть плохие исполнители. Как вы думаете искусствоведы научились понимать картины? У них огромная насмотренность! То же самое и в музыке – нужна наслушанность. И в целом не замыкайтесь на чем-то одном. Ходите на выставки, в театры, рисуйте – развивайте детей через все виды искусства!

Собираясь на конкурс, посмотрите несколько сезонов, чтобы понимать, к чему быть готовым. И желательно делать это в связке с педагогом.

Отдельно хочу сказать про выбор педагога. Это очень важный момент. Во-первых, необходимо смотреть, чтобы человек был высококвалифицированным. Во-вторых, он должен стать чуть ли не второй мамой вашему ребенку, т.е. между ним и ребенком должно установиться полное доверие, взаимопонимание, они должны разговаривать на одном языке. Часто у великолепного педагога не срастается с каким-то ребенком, и от этого страдают все. Возьмите менее именитого педагога, но у которого с вашим ребенком будет полный контакт.

Сегодня в интернете есть телефоны музыкальных редакторов, вы можете позвонить, рассказать о своем ребенке и конкретно спросить, какие песни взять. Авторитетно заявляю, что все мои коллеги – музыкальные редакторы – всегда открыты к общению. Если есть возможность, можно подъехать, чтобы показать ребенка.

Я часто сталкиваюсь с нездоровой ситуацией, когда ребенок не прошел на конкурс, и родители начинают давить, сравнивая его с другими детьми. Пожалуйста, не надо так делать. Ничего, кроме сломанной психики, вы не получите.

Всегда ищите баланс между похвалой и давлением, и забудьте сравнение. Здоровое сравнение – это когда вы просматриваете удачное выступление ребенка, который чего-то достиг, и берете на вооружение какие-то особые приемы, а что-то решаете не использовать вовсе. Но никак не слова «Почему ты не можешь петь так же, как он?». Вы удивитесь, как много может отдать ребенок, если отнестись к нему с предельным вниманием, уважением и пониманием.

Мария Столярова.

Фото: Тамара Захаревич, из личного архива. 

Интервью подготовлено для журнала DOMIK — первый глянцевый журнал для детей в Беларуси.