Сразу показалось, что роман совершенно проходной: пролистала и забыла. Однако текст и заложенные в него смыслы, гораздо глубже. Например, к главе про участие стареющей поп-звезды в ток-шоу мысленно возвращаешься снова и снова. Ну как так? Господи, да когда этот мир стал таким бездушным… 

«Номер 11» — первый роман, который я прочитала у Джонатана Коу, хотя интернет наполнен хвалебными отзывами его предыдущих произведений. В этой книге все истории так или иначе связаны с числом 11. Дом № 11, в котором живет Птичья женщина — то ли местная сумасшедшая, то ли привидение. Автобус № 11, по маршруту которого каждый день ездит героиня другой новеллы, потому что не знает чем и как себя занять в жизни.

Но все же глава, после которой роман стал читаться запойно, это про съемки реалити-шоу в духе «последний герой» — идеальная картинка медиамерзости сегодняшнего дня. Берем тупую красотку, мачо, ботаника, боевую бабищу и одну стареющую не очень симпатичную звезду, о которой давным-давно все забыли. Помещаем всех на остров и каждый день заставляем делать на камеру то, что в реальной жизни вы бы ни за что делать не стали. Но ради рейтингов, ради денег, ради популярности, особенно, когда последние 15 лет ты ездишь в автобусе, потому что не понимаешь, как и куда жизнь успела так бездарно проср… пройти, в общем, ты готова съесть мерзкого жука, засунуть руки в банку со змеями и т.д. И когда в конце тяжелого дня ты говоришь красотке что-то в духе «знаешь, я могла бы крикнуть тебе «Эй, сука, убери за собой тарелку!», но я так устала, что даже свою убирать не стану, давай просто выкурим по сигаретке», то, само собой, не рассчитываешь, что в вечернем выпуске вся Англия увидит смонтированный сюжет, в котором ты сначала ешь жука, потом блюешь под деревом, а потом обожаемой всем интернетом тупой красотке кричишь «Эй, сука, убери за собой тарелку!», и совсем не рассчитываешь на то, что твоя дочь будет читать в твиттере бесконечный поток проклятий на твою дурную старую голову. Лучше бы осталась в автобусе №11.

В этой главе настолько правдиво все про нас сегодняшних от первого слова до последнего, что впору задуматься о покаянии.

Вот миссис, не важно как ее зовут, у ее мужа очень много денег. А в Лондоне, как вы знаете из новостей и фильмов Гая Ричи, очень дорогая земля. Она настолько дорогая, а в богатых районах ее совсем не осталось под свободную застройку, что жителям особняков и владельцам личных самолетов приходится рыть вглубь, чтобы расшириться. Чем глубже под землю уходят ваши новые этажи, тем круче вы выглядите перед соседями. На 10 этажей вниз! Нет, на 11! Там, на самом последнем, будет бассейн с мраморными колоннами и живыми цветами. Ройте глубже, в самый центр земли! Пока оттуда не вылезут пауки и не сожрут вас за ваши алчность и тщеславие.

Совершенно метафоричная постмодернистская концовка с элементами хоррора окончательно убедила меня — Коу написал великолепную вещь.

Иллюстрация: http://blog.yakaboo.ua