На краудфандинговой площадке ulej.by запустилась кампания «Мастацтва Беларусi ХХ ст. Парыжская школа», приуроченная к изданию одноименной книги для детей. Авторами проекта являются «Творческие мастерские» галереи «Ў» совместно с известным писателем и художником Адамом Глобусом, поэтом Андреем Хадановичем и музыкантом Лявоном Вольским.

Творческим союзом с помощью краудфандинга уже было издано две книги: «Мастацтва Беларусь ХХст.: Вiцебская школа» и «Малевiч для дзяцей». Вся серия уникальных книг написана на понятном для детей языке иллюстраций, сказок, стихов и игр.

Подготовка третьей книги к изданию стала возможна благодаря ОАО «Белгазпромбанк» и Центру изобразительного и медиа искусства «Новая культурная инициатива».

Книга «Мастацтва Беларусi ХХ ст. Парыжская школа» посвящена художникам, которые эмигрировали когда-то с белорусских земель во Францию и обосновались в ее столице: Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Любич, Осип Цадкин, Файбиш-Шрага Царфин, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень.

Поддержать проект и получить эксклюзивный подарок — книгу “Мастацтва Беларусi ХХ ст. Парыжская школа” — можно до 9 ноября. 

«Парижская школа» — важная веха в истории мирового искусства, это несколько поколений художников из разных стран, обосновавшихся в Париже с 1900 до 1960-х годов. Но это и отдельный феномен для белорусского искусства.

Становление целого поколения художников, родившихся в Беларуси, произошло в Европе. Жизнь разными путями привела каждого из них в Париж. Почти все они жили в «Улье», доме-коммуне для художников, который одновременно стал и главной лабораторией модернистского искусства начала XX века. Все эти белорусские художники стали представителями Парижской школы наряду с Пабло Пикассо, Амедео Модильяни, Фернан Леже и другими всемирно известными мастерами.

Долгое время Марк Шагал, Хаим Сутин, Осип Любич, Осип Цадкин, Файбиш-Шрага Царфин, Михаил Кикоин, Пинхус Кремень значились в мировой художественной критике как русские художники.

Теперь, благодаря работе многих неравнодушных людей и инициатив, в том числе со стороны бизнеса, идет волна «возвращения» художникам статуса белорусов в общемировом контексте: в музеях мира вносятся поправки в описаниях картин, все больше публикаций о белорусских представителях Парижской школы появляется в нашей прессе, а в галерее «Арт-Беларусь» можно видеть оригиналы картин из корпоративной коллекции ОАО «Белгазпромбанк».

Но процесс «возвращения» долгий и сложный. Поэтому важно, чтобы дети с малых лет хорошо знали творчество художников-выходцев из Беларуси, которыми гордится весь мир.

«В книжных магазинах музеев Европы всегда есть детская литература по искусству: яркая, интересная, с великолепными иллюстрациями. Без сухой теории! На простом языке и с большим количеством игр. Так дети с малого начинают любить, понимать и ценить искусство! Книг же такого рода о белорусском искусстве не было. — Говорят представители «Творческих мастерских». — Поэтому два года назад мы затеяли авантюру: начали работу сразу над серией книг. И издаем одну за другой с помощью краудфандинга. На этот раз в играх и сказках дети смогут узнать о творчестве художников «Парижской школы». Книга «Искусство Беларуси ХХ века. Парижская школа» — «хулиганская история искусств» — прекрасная возможность ближе познакомиться с творчеством наших всемирно известных соотечественников, тех, кем мы можем гордиться, кого мы должны помнить. А еще эта книга создана для того, чтобы дети и родители могли интересно провести время вместе, узнать что-то новое, почитать стихи и сказки, порисовать».